Как поменялись требования к BI-системам на российском рынке
Как возросли требования к BI-системам отечественного производства
С 2015–2016 г. в России стартовал курс на импортозамещение, и заработал реестр российского ПО. Госзаказчики сталкиваются с ограничениями в покупке зарубежного ПО при возрастающей потребности в эффективных инструментах для бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI). Взрывной рост количества данных в связи с появлением IoT, ограничения на российском рынке ПО и внедрение программы «Цифровая экономика» стали главными драйверами отечественного рынка BI-решений.
Магический квадрант Gartner для рынка бизнес-аналитики 2018 года
Российские разработчики ПО для бизнес-аналитики оказались в неоднозначной ситуации. С одной стороны, у них есть госзаказы — это большой рынок с дефицитом качественных программных продуктов. С другой стороны, эти продукты должны не просто замещать импортные BI-решения, но и удовлетворять растущие требования бизнеса к подобным системам.
В 2019 году доля российского ПО в закупках госорганов достигла 63 %, но бизнес до сих пор предпочитает зарубежные BI-платформы. Чтобы заинтересовать клиентов отечественными разработками, необходимо учитывать опыт работы бизнеса с продуктами крупнейших мировых производителей.
Каких BI-решений ждет российский рынок
С помощью BI-платформ бизнес намерен извлекать из быстро растущих объемов данных максимум пользы, монетизировать эти данные и повышать операционную эффективность. Его требования к инструментам бизнес-аналитики можно выделить в три основные группы.
Удобный и понятный интерфейс
В BI-платформах очень важна визуальная составляющая, так как большинство ее инструментов используют конечные пользователи, которые занимаются анализом и готовят отчеты. Если заказчику не нравится, как выглядит платформа, с высокой вероятностью он откажется от ее внедрения, даже если его устраивают стоимость и функциональность.
Сегодня растет спрос на self-service системы, которые не требуют от пользователей специальных знаний. В подобных системах отчеты готовят люди без глубоких познаний в BI и анализе данных. Любой сотрудник компании, например, руководитель отдела маркетинга, может получить доступ к данным, создать отчет за несколько простых шагов и на его основе выбрать стратегию развития своего подразделения.
Self-service делает работу с BI-системой удобной и понятной
Раньше к BI-платформам обращались в основном специалисты IT-отдела, а с появлением self-service любой пользователь системы может с минимальными трудозатратами получить нужные данные, подготовить отчет и визуализировать результаты на дашборде. Интерактивные инфопанели позволяют сотрудникам компании легко взаимодействовать, презентовать отчеты, наглядно демонстрировать ключевые параметры производительности со стратегическими задачами.
Высокая производительность
Параллельно с требованиями к простоте использования, растут ожидания высокой производительности BI-платформ отечественных разработчиков. Данных (причем в самых разных форматах — от Excel до Oracle) становится больше, значит, и скорость их обработки должна расти.
Но скорость неотделима от функциональности, потому коммерческие организации и госструктуры ожидают получить гибкую платформу, которая будет решать задачи разной сложности, в том числе прогностической аналитики и моделирования, консолидировать первичную информацию, использовать средства пространственного анализа, а также легко интегрироваться в существующую IT-среду. Причем потенциальные клиенты BI-платформ ищут не просто подходящий по функционалу продукт, а средство достижения определенных результатов за минимально возможное время.
Как работает BI-платформа «Планета», зарегистрированная в реестре Минкомсвязи РФ
Доступная цена
Бизнес и государственные организации всегда ориентируются на стоимость решения. Но если госзакупки BI-систем ограничены законодательно, у бизнеса возможностей больше, потому он рассматривает зарубежные и отечественные разработки и выбирает ту, что устраивает по стоимости при прочих равных характеристиках. Соответственно, российским создателям BI-платформ важно конкурировать с иностранными коллегами еще и на ценовом поле, предлагая аналогичные или превосходящие по функционалу продукты за меньшую стоимость.
У отечественных систем бизнес-аналитики есть все условия для увеличения доли на российском рынке. Теперь им предстоит не только закрывать потребности госсектора, но и обратить на себя внимание бизнеса. Для этого нужно установить конкурентную цену, предлагать продукты с интуитивно понятным интерфейсом, обеспечивать высокую скорость анализа данных и внедрения программного решения в инфраструктуру заказчика.
Москва, ул. Складочная,
д. 3, стр. 1