MOLAP-системы для анализа эффективности деятельности компаний
Для чего финансовым службам предприятий необходимо моментальное прогнозирование
Использование MOLAP-систем для анализа эффективности компании и моментального прогнозирования
Финансовые менеджеры крупных предприятий постоянно имеют дело с массивами разрозненных и несогласованных отчетов, которые с трудом поддаются правильной интерпретации. Чтобы информация стала знанием, финансистам требуется инструмент для управления ею: эффективное средство систематизации и наглядного отображения данных. И здесь на помощь аналитику приходят информационные технологии, которые помогают делать быстрые прогнозы с учетом меняющихся параметров.
Для чего нужно оценивать эффективность
В финансовом менеджменте предприятия анализ бизнеса — необходимая база для принятия правильного управленческого решения. Какими ресурсами обладает компания, откуда они поступают, каковы объекты инвестиций и объем вложений — ответы на эти вопросы станут залогом эффективного распределения денежных средств и грамотного управления. Полученная аналитика позволит оптимизировать работу отдельных подразделений и компании в целом:
- оценить объем реализованной продукции в определенный период и увеличить продажи востребованного на рынке товара;
- сократить убыточные региональные представительства и усилить приносящие доход;
- настроить продуктивную схему закупок и логистики товара;
- сделать нужные кадровые перестановки;
- распределить ассортимент продукции по прибыльным точкам продаж;
- систематизировать финансовую отчетность.
В условиях высокой динамики рынка оценка эффективности работы компании позволит менеджменту принимать правильные, основанные на данных решения для получения большей прибыли и минимизировать финансовые риски.
Современные информационные системы CPM (Corporate Performance Management) помогают не только повысить эффективность предприятия в определенный момент времени, но и просчитать данные в динамике с помощью предиктивной или предсказательной аналитики: смоделировать изменение доли компании на рынке, выручку и прибыль, поведение потенциальных клиентов и конкурентов.
На сегодняшний день одним из результативных IT-решений для управления эффективностью предприятий считается технология MOLAP (Multidimensional Online Analytical Processing). Она позволяет обрабатывать массивы данных и готовить аналитическую информацию в реальном времени. Для расчетов используется многомерный учет, из данных формируются OLAP-кубы. При этом все операции производятся в оперативной памяти, что значительно ускоряет процесс сбора и обработки информации.
За последние пять лет наблюдается заметный рост мирового рынка предиктивной аналитики. По прогнозам, к концу 2019 года он достигнет 6,5 млрд долларов, будет ежегодно расти в среднем на 17,8 % и к 2022 году достигнет суммы в 20,4 млрд долларов.
Технология MOLAP — опыт зарубежных и отечественных разработчиков
Системы MOLAP — это программные средства для анализа массивов данных и представления их в удобной оболочке, которая по простоте и наглядности сравнима с таблицами Excel, графиками и диаграммами.
Совокупность данных представлена в MOLAP в виде куба, в котором информация разделена на категории, группы и подгруппы с сохранением иерархии. Все категории образуют измерения (оси) куба.
Пользователь может совмещать, сопоставлять и анализировать данные по разным направлениям. Например, оценить реализацию товара партнерам в нескольких странах в течение последнего месяца, квартала или года.
Среди крупных международных компаний, занимающихся разработкой MOLAP-систем, наиболее успешными являются IBM, Oracle и Anaplan. Однако использование зарубежного ПО сопряжено с определенными трудностями. В первую очередь, с большими финансовыми затратами.
В статье об импортозамещении в области автоматизации, вышедшей в марте 2019 года в журнале «Экономика и жизнь», приводятся следующие данные:
- Лицензия на западное ПО — 100 714 рублей;
- Поддержка — 24 250 рублей в год;
- Использование сервера — 6 138 529 рублей;
- Техподдержка сервера — 2 319 258 рублей в год.
Российские разработки обходятся дешевле: покупка лицензии — в 7,5 раза, техническое сопровождение — в 5,5 раза.
Эксперты отмечают, что сейчас пользователи больше доверяют российскому продукту. Отечественные разработки не отстают технически от западных платформ и к тому же более доступны по стоимости.
Что дает предприятию моментальное прогнозирование с помощью MOLAP
Моментальное прогнозирование позволяет быстро решать ряд важных для крупного бизнеса задач:
- Определять приоритеты развития предприятия;
- Контролировать бизнес;
- Привлекать финансовые инвестиции.
- Высокая производительность;
- Интеграция со встроенными web- и Excel-интерфейсами, системой управления правами и рабочими процессами;
- Масштабируемость;
- Гибкая настройка прав доступа;
- Доступ ко всем расчетам в онлайн-среде;
- Централизованная методика планирования.
Благодаря технологиям MOLAP можно быстро актуализировать планы за счет пересчета финансовой модели сразу по нескольким направлениям:
1. Анализ финансовых показателей. Сравнение плановых и фактических данных по бюджету всей компании и ее подразделений.
2. Управление затратами. Определение динамики себестоимости продукции и факторов, которые на это влияют.
3. Качество продукции бренда. Построение наглядной модели условий, влияющих на качество: состояние оборудования, сезонность, вид сырья и так далее.
4. Кадровые и материальные затраты. Моделирование сценариев по использованию материалов, эффективности HR-политики.
5. Эффективность продаж. Определение уязвимых и сильных мест по всей цепочке реализации продукта.
6. Логистика. Визуализация затрат предприятия на закупку, хранение и отгрузку товара поставщикам.
7. Долгосрочная стратегия. Сбор данных для проработки бизнес-стратегии на несколько лет вперед.
Среди отечественных разработок можно выделить комплексную платформу «Планета» разрабатываемую компанией IBS. В данную платформу входят информационные продукты разных классов, одной из систем является решение класса CPM — Планета. Бюджетирования.
Ключевые особенности платформы «Планета. Бюджетирования»:
Для работы с «Планета.» пользователю не нужно обладать специальными техническими знаниями. После прохождения курса повышения квалификации настроить ее сможет сотрудник бизнес-сектора компании.
Москва, ул. Складочная,
д. 3, стр. 1